По мере желания буду выкладывать переводы из Requiem for Rome. Большей частью сделанные "на ходу", так что в соседней ветке ляпсусы вполне допустимо указывать (фактические, стилистические).
Рим был и есть - бессмертный город. Город бессмертных. Смерть опутала жителей паутиной ритуалов, истинный смысл которых утерян даже для старейших. Почти всякая культура, любой народ несет в себе запрет на самоубийство - люди полагают, что таким образом появляются живые мертвецы. Любой народ, но не римляне. Для них мертвые и так всегда ходили среди живых. Римляне поклонялись духам предков, ларам, задабривали манесов, теней мертвых, кровью и ладаном. Мир духов и мир плоти едва ли различимы для них. Мертвые общаются с живыми во снах, а наяву - питаются кровью, порабощают тела. Смерть повсюду следует за жизнью: приходит с варварами или от собственных правителей. Глядя на жизнь Цезарей, все, что можно увидеть - бесконечная череда грабежей, убийств, предательств и прочих преступлений и жестокостей, по глубине и мерзости оставляющих далеко позади даже постановки в Гран Гиньоле. И все это - ради высочайшей из мнимых целей, и во вред Вечному Городу.
Величие Рима - величие скотобойни, нависающей над могилами. Рим порождает и привлекает вампиров, как труп порождает рои мух. За девять веков с 500 до р.Х. по 400 от р.Х. , погибли около 855'000 римских солдат, защищая свой город и кошельки сенаторов. До 300'000 солдат и гражданских пали жертвами политических репрессий и религиозных гонений за сотню лет: от Граччи до падения Триумвирата. Римляне умирали ради процветания Города, ради его развлечения.. за четыре столетия, от Спартака до Константина, на аренах погибли до 750'000 гладиаторов, не считая семи с половиной тысяч, распятых вместе со Спартаком. Их кровь, как и кровь ста тысяч христианских мучеников, и бессчетного количества казненных преступников, военнопленных и рабов, сполна напоила римскую землю.
Легионы вырезали 80'000 бритонцев, в зародыше уничтожая восстание в Боудикке, Цезарь уничтожил 100'000 галлов за все время завоеваний (Плутарх и вовсе настаивал на миллионе загубленных им жизней). Во втором веке до р.Х. Мариус вырезал четверть миллиона германцев, а через сто лет Император Аврелиан отправил 400'000 готов и персов на встречу с богами. За время трех еврейских восстаний (с 67 по 135 год), римляне истребили еврейскую Палестину, оставив за собой миллион трупов. О кампании в Британии Тацит написал: "Рим создает пустыню и зовет это миром". Но Рим порождает не пустыню. Он создает болота из крови и костей и жиреет на этом месиве. "Кровь жертв удобрила почву", как сказал Вергилий.
Если Римская Империя сама по себе настолько подобна вампиру - вечная, жаждущая крови, склонная впадать в безумие и торпор- то таковы и ее правители. Подобно вампирам, они живут в постоянной пучине интриг, убийств, даже собственных детей и родителей. В этом свете история Рима становится понятнее, если учесть, что с самого рождения, Город находился под невидимым влиянием группы бессмертных. Совсем иначе воспринимаются привычные, казалось бы, моменты его истории: Цезарь, "преждевременно матери лоно покинувший", Клеопатра, (дьявольски?) соблазнительная управительница Нила и многое другое.
Светоний сообщает, что когда умер император Тиберий, люди "молились матери Земле и мейнам, чтобы мертвому не было пристанища, кроме как среди проклятых". И если он уже не был там, то оказался.
Если в эпоху республики, до Цезарей, Рим и проливал кровь, то в гораздо меньшей степени. "Власть террора" диктатора Суллы погубила 4'700 человек, но даже эти убийства меркнут перед 38'000 жертв политических репрессий Тиберия. Его же больной мегаломанией выродок Калигула успел казнить только 35'000, прежде чем сам был убит (но как пишет Светоний, даже смерть не остановила его). Домициан свел в могилу 20'000 людей. Даже "хороший" Клавдий мог уничтожить до 3'000 человек за измену.
Время шло, но лучше ничего не менялось. Так в 215 году Каракалла казнил 30'000 сторонников своего врага Гета за одну чистку. И надо иметь ввиду, что убивались не просто попавшиеся под руку несчастные. Большая часть из них была названа Императором и убита в лучшем случае наемными убийцами. Но иногда и сами правители обагряли руки кровью. Коммодус хвастался, что зарубил 12'000 человек на арене, не считая политических чисток. Подобное заставляет звучать по новому фразу "абсолютная власть развращает абсолютно". Каждый Император имел особый вкус к пороку и помешательству: Тиберий устраивал оргии с карликами и допытывался у гостей о тайных истинах греческой философии. Элагабалюс обожал зажаривать людей живьем в бронзовых быках или душить непокорных гостей под горой из лепестков роз. Домициан устраивал пиршества, на которых черным было все - портьеры, скульптуры, ложа и даже рабы. Временами гости находили свои имена на сломанных колоннах или гробовых плитах, разбросанных по комнате, а Домициан обсуждал как их казнить (или казнили?), за кубком вина и колибри в обожженном сахаре. Все колонны в его доме были покрыты блестящими, камнями, и как знать, может и для того, в том числе, чтобы можно было увидеть кто из гостей не дает отражения? Однако всех оставил позади Нерон и его празднества поздним летом 64 года, освещенные горящими телами подожженных христиан. Представье атмосферу, где запах горелой плоти, крики агонии.. в те времена даже бессмысленная беседа об искусстве могла привести вас (неважно, смертного или вампира) на костер, за одно только неловко оброненное слово. За десять лет Нерон убил 22'000 человек, включая мать, сводного брата, двух жен, одна из которых была беременна, и даже бывшего учителя, философа и поэта Сенеку. Кровь его "текла слишком медленно", чтобы принять смерть от меча, "особая диета" сделала нечувствительным к ядам, по словам Светония, наконец Нерон задушил старого учителя в паровой бане после одного из банкетов...